Английская набережная
Балаклава в Крымскую войну
Хотя Крымскую войну сейчас порой считают «джентльменской», - это скорее ошибочное мнение. Какое там джентльменство, если сохранились свидетельства о том, что наши будущие друзья по НАТО ухитрялись убивать даже священников и беременных женщин. В определенной степени эта война была вызвана дипломатией Николая I, которую он вел с изяществом бегемота в посудной лавке. Но, при всем том, это было лишь поводом.
Летом 1854 года Таймс писала вполне откровенно: «… главная цель политики и войны не может быть достигнута до тех пор, пока существует Севастополь и русский флот». С 1854 изменилась технология изживания флота из Севастополя, но цель осталась всё та же, что и в 1854. Только теперь это делается руками «незалежной». Короче, летом 1854 войска «всего прогрессивного человечества» впёрлись в Крым. Но стратегам некому было подсказать, что в этих краях вход – рупь, а выход – два. Это потом уже стало яснее. А тогда ребятушки бойко планировали блицкриг и тёплыми шмотками запаслись недостаточно. История о сокровищах «черного Принца» - это легенда. Дело в том, что затонувший в ноябре 1854 пароход «Принц» вез хоть и не золото, но сокровище. Он был набит теплым обмундированием.
Непродуманное снабжение привело к тому, что оккупанты к холодам стали изрядно нуждаться. В то время, по воспоминаниям очевидцев, цены в Балаклаве просто зашкаливали, причем в валюте. В октябре свеча стоила 2 шиллинга (60копеек серебром), бутылка водки – 17 шиллингов (5 рублей 10 копеек). Известен случай покупки одним из офицеров одеяла за 15 рублей серебром. Одеяло было не просто бывавшее в употреблении, но и весьма ветхое. А рубль тех времен стоил немало. Естественно, что болезни и эпидемии нанесли оккупационным войскам значительный урон. В некоторых частях санитарные потери от болезней превышали боевые потери во многие разы.
Однако, для разгрузки судов в то время была построена набережная, на месте песчаной косы. Сейчас она и называется Английской. Официальное название для местного населения большого значения не имеет. Но, при всем том, жизнь НАТО-вцев позапрошлого века была не безоблачной.
«Дейли Ньюс» 7 октября 1854: «Холера и усталость очень подействовали на английскую армию. Гвардейские офицеры, цвет фешенебельности, были похожи на вороньи пугала…. По целым неделям они не меняли бельё и не мылись». Но это всё воспоминания одной стороны. А вот как это выглядело с другой:. Греческий священник Антоний Аргириди: «….матросы немедленно съехали на берег и бросились по домам грабить и таскать все, что попало….»
Простим джентльменам такие вольности. Матросики просто играли в пиратов.
Не берусь описывать все перипетии той войны. Сам не видел, должен сознаться. А материалов много. Но после подписания мира сохранились воспоминания, как англичане уходили из Балаклавы. «Английские корабли грузятся снарядными осколками, собираемыми в городе, артиллерийскими орудиями и даже гранитом домов и набережных». Короче, оккупанты уперли с собой даже надгробия с кладбищ. Гранит, понимаете. И в Севастополе тоже.
Вот такие зарисовочки из того времени, оставленные в воспоминаниях очевидцев событий. А Балаклаве досталась набережная. Английская.
Сергей Камшилин
|