Чуфут-Кале. Иудейская крепость
Как ныне сбирается Вещий Олег
К каким-то пархатым китайцам
Примерно так очередной юморист переделал известное произведение. Но вот история эта темна и запутанна. Каким образом некий народ тюркских корней обрел иудаизм в качестве своей религии неясно до сих пор. Хазары и караимы были вероисповедания иудейского, как это ни странно звучит. Причем караимы, проживавшие в Крыму, не были татарами. Татары своих соотечественников иудеев вполне от караимов отличали. Крымчаки – это и есть иудаизированные татары.
Чуфут-Кале по тюркски означает Еврейская Крепость. С этим названием связана история, в которую всяк волен верить или не верить. Израильская разведка Моссад названа так в честь горной крепости, последнего оплота сынов Израиля против римских легионов. Но принцип названия был заимствован у советской власти. Ведь Израиль возник не без помощи Сталина. И даже были идеи разместить его в Крыму.
Когда после революции 1917 года возник вопрос о создании своей политической разведки и карательного органа, то встал вопрос и о её названии. Поскольку среди основателей и кроме Дзержинского иудеев было немало, то они подумывали о названии по законам Каббалы. Предполагалось назвать организацию «Еврейская Крепость», но замаскировать это кабалистическим перемещением букв. Однако все варианты были легко угадываемы. И тогда некий умник вспомнил, что есть Чуфут-Кале. То же самое, но на тюркском наречии. Каббалистическая аббревиатура от этого – ЧК. А русским это сочетание расшифровали как «Чрезвычайная Комиссия». Такая вот версия.
Правда, иудаизм караимов был весьма своеобразный. Они верили в единого тюркского Бога Тенгри на основе Ветхого Завета.
В основном, всё, что сейчас известно об истории караимов, известно по работам историка и археолога 19 века Фирковича, который сам был караимом и жил в Бахчисарае. Караимов осталось очень мало. Кроме того, они нынче живут и в Прибалтике, переселенные туда князем Витовтом. С собой они, искушенные огородники, привезли и свои сорта огородных культур. Огурцы «тракай» именно от них пошли.
В самом Чуфут-Кале жили еще в начале 20 века, хотя уже не очень большое количество народа. По данным археологов жить на этом плато начали ещё 7 тысяч лет назад. И только сейчас это стал покинутый город. Хотя туда теперь охотно ходят туристы. Попасть туда можно из Бахчисарая. Вход платный. Придется пешком подниматься довольно долго. По дороге попадется Успенский пещерный монастырь. Тоже интересное место для посещения. Тропа вверх весьма узкая и проблема поставить машину поближе существует. В начале тропы вверх бойкая торговля и сбор за парковку. Недавние трения местных татар с монахами успенского монастыря, скорее всего, были вызваны именно правом контроля этого пятачка земли, где летом можно собирать дань с туристов. Правда, торговля и всяческие услуги в стиле «фото на верблюде» попадается до самого верха. Кроме того тропа проходит мимо кладбища. Ещё древнего. Надгробия там исписаны именно иудейским шрифтом. Хотя иврит караимы использовали только как ритуальный язык. Для богослужения и надгробий. Похожие захоронения попадаются в большом количестве и при подъеме на Мангупт.
В самом городе можно увидеть пещеры, в которых жили. Развалины домов. Улицы, где известняк проезжен колесами телег до глубины в пол-метра. Сохранились кенассы – религиозные постройки караимов. Ну, и стоит отметить изумительные виды вниз и вокруг, которые открываются из покинутого города на «воздушном острове». Место, которое стоит увидеть.
|